Первый товарный автомобиль нового семейства внедорожников UAZ Patriot (прежнее заводское обозначение УАЗ-3163) сошел с конвейера Ульяновского автозавода 17 августа 2005 года. Этот полноразмерный внедорожник представляет собой рестайлинг предшествующего семейства Simbir, в свою очередь прошедшего в 2003 году глубокую модернизацию по отношению к ранней модели 3162 образца 1999 года. В модели Patriot собраны все дизайнерские конструктивные решения, наработанные УАЗом за последние годы. В их числе обновленный дизайн экстерьера и интерьера, новая подвеска, узлы трансмиссии и рулевого управления и т.д. Внешне Patriot от Simbir легко отличить по большим блок-фарам с двумя круглыми отражателями, измененной решетке радиатора и бамперам новой формы.
Фактическое отсутствие надежных отечественных поставщиков комплектующих привело к тому, что УАЗ принял решение постепенно переходить на закупку импортных компонентов. В результате уже на начальной стадии доля импортных комплектующих в UAZ Patriot составила 20%, а в перспективе может возрасти до 50%. На внедорожниках UAZ Patriot 2005 модельного года установлены следующие импортные узлы и агрегаты: корейская коробка передач Dymos Inc., немецкое сцепление LUK, гидроусилитель руля ZF, генератор и стартер Bosch, панель приборов иранской фирмы AIDCO. Современные сдвоенные фары производит компания Automotive Lighting, а травмобезопасное рулевое колесо современного дизайна выпускается в России по итальянской технологии. Кузова Patriot окрашивают «металликом» на роботизированной окрасочной линии производства немецкой фирмы Eisenmann. На Patriot следующих модельных лет будут устанавливать опционный кондиционер, подогрев передних сидений, АВS и фронтальные подушки безопасности и турбодизель одного из зарубежных производителей (скорее всего это будет SsangYong).
В 2005 году предложены три исполнения Patriot. Самая доступная версия – Classic. Все ее наружные пластиковые элементы – бамперы и боковые накладки окрашены в практичный черный матовый цвет по настоятельным просьбам потенциальных покупателей (для лесистого бездорожья практичнее) и не требуют ремонта в случае небольших повреждений. Новая панель приборов оснащена кроме удобной комбинации приборов с качественной подсветкой кнопочным блоком управления второстепенными системами на консоли, круглыми ручками управления вентиляцией, местом под магнитолу и убирающимся подстаканником, на ней предусмотрены два перчаточных ящика и поручень для пассажира. В оснащение Classic входят гидроусилитель руля, регулируемая по высоте рулевая колонка, передние сиденья с регулируемым поясничным подпором и подголовниками, центральный замок, единый ключ, бокс между передними сиденьями под CD-диски и проч. мелочи, аудиоподготовка (штатные места для установки динамиков в передних дверях, разъемы под магнитолу); заднее сиденье, складываемое по частям (2:1); тканевая обивка сидений и внутренних панелей дверей, дополнительный отопитель для пассажиров заднего ряда, третий стоп-сигнал на задней двери, формованные резиновые напольные коврики, подкрылки, брызговики, дополнительные пороги с подножкой и мягкий чехол запасного колеса. Топ-комплектация Limited дополнительно включает велюровый салон, люк в крыше с электроприводом, электростеклоподъемники передних дверей, электропривод и подогрев зеркал, тонированные стекла, легкосплавные диски колес, релинги, противотуманные фары и пластиковый бокс запасного колеса. Ее бамперы окрашены в гармонирующий с цветом кузова серый «металлик». Промежуточная версия Comfort близка по оснащению к Limited, но лишена велюровой обивки, люка в крыше и релингов. Продольные откидные скамейки в багажник, позволяющие довести общую вместимость до 9 человек, устанавливают по заказу только на Comfort и Limited. Все UAZ Patriot оснащают пока только бензиновым 2,7-литровым двигателем ЗМЗ-409.10 (128 л.с., 217,6 Н·м) и 5-ступенчатой коробкой передач Dymos с синхронизаторами всех передач, включая задний ход. Раздаточная коробка легко управляется одним рычагом. После 2006 года возможно частичное оснащение Patriot узлами и агрегатами собираемого в Набережных Челнах SsangYong Rexton, а также автоматической КП отечественного производства.
Цена (производитель, Ульяновск): Classic – 399 900 руб., Comfort – 435 900 руб., Limited – 455 900 руб.