Прокладку головки блока цилиндров заменяют при ее повреждении.
Основные признаки повреждения прокладки головки блока:
– недостаточная компрессия — ниже 1 МПа (10 кгс/см
2
) в одном или нескольких цилиндрах;
– прорыв газов в систему охлаждения (бурление, вспенивание жидкости в радиаторе, быстрое падение уровня жидкости в расширительном бачке при отсутствии наружных течей);
– попадание охлаждающей жидкости в систему смазки (эмульсия на указателе уровня масла, расслоение слитого из картера масла, особенно заметное в прозрачной емкости);
– попадание масла в систему охлаждения (масляная пленка на поверхности жидкости в расширительном бачке).
Для замены прокладки нужно снять головку блока цилиндров с ресивером и выпускным коллектором. Если головку блока цилиндров снимают с двигателя, установленного на автомобиле, нужно предварительно слить охлаждающую жидкость (см.
«Замена охлаждающей жидкости»
).
Вам потребуются: ключи «на 12», «на 13», «на 17», шестигранники «на 6», «на 12», отвертка.
1. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.
|
|
4. Отверните четыре пары гаек крепления приемной трубы к выпускному коллектору.
|
5. Выверните болт крепления приемной трубы к кронштейну на коробке передач и отведите приемную трубу от выпускного коллектора.
|
|
|
6. Отсоедините колодки жгутов проводов от датчика массового расхода воздуха...
|
7. ...датчика положения дроссельной заслонки...
|
|
|
8. ...и датчика положения коленчатого вала.
|
9. Ослабьте затяжку хомута крепления воздухоподводящей трубы, снимите трубу и отведите ее в сторону.
|
|
|
10. Отсоедините конец троса от сектора привода дроссельной заслонки.
|
11. Ослабьте крепление наконечника оплетки троса к кронштейну...
|
12. …извлеките наконечник оплетки троса из кронштейна и отведите трос в сторону.
|
|
16. Отсоедините колодки моторного жгута от форсунок.
|
17. Отверните переднюю гайку крепления ресивера и снимите со шпилек «массовые» провода.
|
|
|
18. Отсоедините колодку жгута проводов от регулятора холостого хода.
|
19. Отверните заднюю гайку крепления ресивера, снимите со шпильки держатель 2 топливоподводящего шланга и второй «массовый» провод 1 жгута, а затем отведите в сторону жгут проводов.
|
|
|
20. Ослабьте хомуты шлангов на дроссельном узле и отсоедините шланги.
|
21. Отверните гайки подающей и сливной топливных магистралей и отведите магистрали в сторону.
|
22. Выверните болты крепления успокоителя верхней цепи и снимите успокоитель.
23. Выньте указатель (щуп) уровня масла.
|
|
24. Отверните крайнюю правую гайку крепления выпускного коллектора...
|
25. …и снимите со шпильки держатель трубопровода системы охлаждения.
|
|
Рис. 5.7
. Последовательность затяжки болтов крепления головки блока цилиндров
|
26. Выверните болты 1 крепления головки блока цилиндров в последовательности, обратной затяжке (
рис. 5.7
), снимите головку блока цилиндров и снимите прокладку.
27. Тщательно очистите от нагара, остатков старой прокладки и герметика привалочные поверхности головки и блока цилиндров.
28. Смажьте новую прокладку с обеих сторон тонким слоем графитной смазки, а в месте контакта с передней крышкой блока термостойким клеем-герметиком.
29. Уложите прокладку на блок цилиндров, проследив, чтобы установочные втулки блока вошли в соответствующие отверстия прокладки.
30. Установите головку блока в порядке, обратном снятию. Затяните болты крепления головки блока в порядке, показанном на
рис. 5.7
. Болты крепления головки блока цилиндров затяните в два этапа:
1-й этап – 40–60 Н·м (4,0–6,0 кгс·м);
2-й этап – 130–145 Н·м (13,0–14,5 кгс·м).